Читаю в интернете очень много блогов. И среди них есть мои любимые) Одним из таких блогов является блог Марины Аксеновой - психолога, активного сетевика, удивительно глубокого человека. Не все ее статьи легкие и приятные. Но это не равнодушный человек... Ее статья о детях заставила меня задуматься, а как я растила и как продолжаю воспитывать свою дочь? Глубокий анализ поражает! Поражает, как многое зависит от нас... Практически все... Статья меня очень тронула. Делюсь ниже ею с вами...
Когда маленькие дети играют в песочнице, по их поведению уже можно приблизительно определить, какие качества успели заложить родители в их формирующуюся личность. Один ребенок радостно и свободно подходит к новичку и предлагает ему играть вместе, другой играет в уголочке,
настороженно смотря по сторонам и опасливо отодвигается от приближающихся других детей, а то и с ревом убегает к маме.
Третий забирает свои игрушки от просящих рук и отбирает, если их кто-то взял. Четвертый высыпает из пакета все свои игрушки и радостно дает поиграть другому малышу, а если кто-то разревелся поблизости, ему ничего не стоит подарить ему какую угодно свою игрушку, только чтобы тот не плакал, а улыбался. Почему так происходит?
Милтон Эриксон разработал таблицу стадий жизненного пути человека. На каждой стадии развития перед ребенком, а затем и взрослым, встают те или иные вопросы освоения мира и приложения собственных сил. И в результате решения этих вопросов сформировываются так называемые новообразования в психике, каждая из которых служит основой для приобретения следующего новообразования и формирования психических качеств, которые на протяжении жизни будут либо служить человеку, либо подавлять его жизненные силы, разрушая его исходные возможности.
Первая стадия родившегося ребенка - младенчество (орально-сенсорная). Название связано с формированием чувствительности и с сосанием материнской груди. Вопрос человеческого существа связан с главным отношением к миру в который он пришёл: Могу ли я доверять миру?
Если ребенка ждали, если радостно готовились к его рождению, если в атмосфере дома было спокойствие и взаимоуважение, то роды, как правило, проходят спокойно и ребенок рождается здоровым и крепким.
Если мама с любовью кормит его своим молоком, то её любовь перетекает к нему, превращая грудное молоко в целебнейший продукт, обогащенный эндорфинами, который не даст ему ничем заболеть, поскольку лишён "бацилл страха". Если она радостно несет свое материнство, то ребенок оказывается как бы в защитном коконе, через который в его ауру не проникают угрозы и опасности окружающего мира.
Если удовлетворяются все его потребности, он не прячется за маму, когда в дом приходит кто-то чужой, а с любопытством ковыляет к нему "знакомиться". Если мама дает ему возможность познавать вещи на ощупь, лазить по кастрюлям и по шкафам, понимая простую вещь, что ему это просто необходимо, если он слышит слово "нельзя" только там, где его "проделки" угрожают его жизни, то такой ребенок защищен от опасности тем, что в нем нет запретов, а значит, канал связи с инстинктом самосохранения чист и свободен. Так дети диких племён могут сидеть на краю пропасти, но никогда не упадут. Природа бережет своих детей:)
Если ребенок до 1,5 лет рос в подобной атмосфере, то у него сформируется базовое доверие к миру. Это то отношение полноправного участника жизни, которое никогда не даст упасть духом или сломаться под тяжестью невзгод. Даже если такое случается, то, как правило, ненадолго и человек очень быстро переключается на поиски решения проблем. Он открыт для всего нового, активен и жизнелюбив.Он защищен от обид, любознателен и дружелюбен. Даже, если впоследствии ребенок попадет в тяжелые условия, он все равно выстоит, потому что вместе с любовью матери и чувством безопасности в младенчестве, он получил душевную силу. А душевные силы - это силы сопротивления невзгодам, силы созидания и веры в лучшее.
Если же будущий ребенок попадает в атмосферу метаний - оставить его или сделать аборт - переживаний и страха, он недополучает ни питательных веществ из плаценты вовремя, ни иммунитета, ни жизненной энергии. Если мама находится во власти страхов, сомнений в своей компетенции как матери, не восстановилась после родов или в силу просто слабости характера и нервной системы, ребенок вместе с её молоком получает весь спектр негативных эмоций и становится подверженным всяческим болячкам. У таких мам часто пропадает молоко и ребенок переводится на искусственное вскармливание, что снижает формирование его связи с окружающим миром, он становится нечувствительным к инстинкту самосохранения и научившись ходить, часто наносит себе ушибы и травмы.
Первое резкое и испуганное "нельзя", следующий за ним ком в горле и непонимание формируют предрасположенность к ангинам и другим заболеваниям верхних дыхательных путей. Приглядитесь - если на ребенка мама резко крикнет, у него на фоне испуганного лица возникает спазм дыхания, а потом следует плач - горло, миндалины постоянно напряжены и воспаление неизбежно. И дыхание у таких детей редко бывает ровным и спокойным.
Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность родителей приводит к беспокойству ребенка. Аура тревоги и беспокойства мамы формирует пространство жизни ребенка и становится нормальным эмоциональным фоном его жизни. В мире, где всё так тревожно и непонятно, спокойным быть нельзя, и к полутора годам формируется егобазовое недоверие к миру.
Эти базовые психические образования по отношению к окружающему миру теперь будут жить в ребенке, направляя поступающую новую информацию через соответствующие фильтры - доверия к миру или недоверия.
Сложность этих структур состоит в том, что они находятся в эмоциональной памяти, самой сильной и практически неистребимой памяти личности. А сами события и причины создания этой базовой установки вытеснены в подсознание. Так что найти причины, которые сформировали базовое недоверие к миру, очень трудно. И виноватых в этом нет.
Мы забыли все основные правила, связывающие нас с нашим же здоровьем и здоровьем наших детей. Даже, если поначалу коммерциализация всех сфер нашей жизни и постаралась нас отучить от основ здоровья, то отбросить здравый смысл было всё же нашим выбором. Но, выбирая что-то, надо помнить, что последствия нашего выбора - это его цена. И, желательно хоть немного спрогнозировать, окажется эта цена нам по плечу или нет.
После полутора лет наступаетранний возраст. (Мышечно-анальная стадия - в жизнь приходит горшок:) И ребенок начинает решать вопрос - Могу ли я управлять собственным поведением?
Стадия характерна тем, что ребенок приучается к личной гигиене и правильному отношению к ней. А также становится "почемучкой". Если его неумелые действия и оплошности принимаются, как естественные вещи и мелкие шашки в освоении пространства собственного горшка:) одобряются спокойно и доброжелательно, без истерических восклицаний - Ах, какой молодец! - ребенок очень быстро и радостно овладевает новыми навыками.
Начиная ходить, открывая возможности собственного тела и способы управления им, ребенок увлеченно учится есть, одеваться, осваивать правила гигиены. Когда ему удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе.
Если вопросы, которые начинают сыпаться из него, как из рога изобилия, воспринимаются не как досадная помеха, а как свидетельство роста познавательных процессов и, соответственно, радостно, у ребенка возникает пока еще неосознанное уважение к себе, которое затем окрепнет и распространится на окружающих его людей.
Разумная дозволенность, поддержка со стороны взрослых укрепляют уверенность в себе.
Если с ребенком не сюсюкают, а разговаривают нормальным голосом и языком, не коверкая его от собственных невротических представлений; если не бегут впереди него с ответами на все его вопросы, а, прислушавшись к вопросу, спрашивают - А ты как думаешь? - у него есть стопроцентная возможность к трем годам выработать автономию.
Ребенок не боится остаться один в комнате, не цепляется за мамину юбку и вообще начало формирования его личности проходит спокойно - именно возраст, когда ребенок от представления себя в третьем лице:-
"Это Машино! Дай Маше!" - переходит к "Я" -
"Дай мне! Это моё!"- принято считать началом формирования личности.
Если же воспитание покатилось по наклонной - страх, стремление подставить руки, хуже того - насмешки, дразнилки, восклицания - Так нельзя! Дай, я сделаю! Ты делаешь неправильно! - это и подобное приводит ребенка к сомнениям. Сомнения в себе, в том, что он что-то делает правильно, формируют у него абсолютную зависимость от мнения взрослого, а поскольку у невротичных родителей это мнение всегда меняется, платформа для образования комплекса неполноценности формируется быстро и устойчиво. Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия лишают его почвы под ногами. Если ребенок терпит неудачи, а его за это наказывают или называют плохим, неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать сомнение в собственных силах. Обсуждаемые "промахи" ребенка формируют в нем чувство стыда.
С 3 лет начинается возраст игры. (Фаллическая стадия - характеризуется, кроме прочего, интересом к противоположному полу и знакомством с собственным). Основной решаемый ребенком вопрос здесь -
Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
Если его активность поощряется и предоставляются возможности для её реализации, если его жизнь наполняется новыми интересами, знакомствами и занятиями, то все это приводит к появлению в нёминициативности.
Другие родители воспринимают естественный интерес ребенка к собственным возможностям, как угрозу. Неодобрение его активности, непредоставление возможностей для выражения этой активности, запреты и наказания (неважно, телесные или словесные) формируют в нём чувство вины, которое закрепляется к 6 годам.
К началу школьного возраста (латентная стадия - 6-12 лет), у ребенка уже сформированы основные фильтры и способы взаимодействия с окружающим миром. Вопрос этой стадии жизни: Могу ли я сам выжить и приспособиться к миру? Чему мне нужно научиться, чтобы я это мог осуществить?
Систематическое обучение ребенка, наличие хороших примеров для подражания, поддержка взрослыми его намерений поведет его по путидостижений.
Отсутствие же руководства, посредственное или плохое обучение, равнодушие или отсутствие поддержки будет сопровождатьсяощущением своей неполноценности, всё более закрепляющейся в формирующейся личности.
С 12 лет начинается подростковый возраст (генитальная стадия). И его главный вопрос: Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
К тому же начинается формирование вторичных половых признаков. Мощнейший выброс гормонов приводит к появлению новых чувств, с которыми справиться не так-то просто. В жизнь детей врывается предчувствие любви, которое вдруг с неведомым ранее чувством заставляет смотреть на мальчика или девочку, которые вчера были просто одноклассниками или соседями.
У ребенка со стабильным развитием устанавливается внутреняя устойчивость. Наличие четко определенных половых моделей для подражания приводит к тому, что к концу этого периода у него формируется собственная идентичность. По набору психических качеств он соответствует своему полу и его мир не испытывает потрясений от, скажем, "несчастной любви". Безусловно, он переживает, но психика, сформированная слой за слоем, правильно и устойчиво, помогает ему преодолеть несбывшиеся мечты с приобретениями, в конечном итоге. Энергия переходит в поле поиска себя в социуме, выбора профессиональных интересов и знаний.
У ребенка с противоположными качествами неясность цели и неопределенные ожидания приводят к формированию диффузной идентичности или смешению ролей к 16 годам. Полная зависимость от чужих мнений, представлений, сформированные вышеперечисленные чувства приводят к смутному, неясному представлению о себе. Потеря своего пути обеспечивает ему дальнейшее существование с точки зрения - "Я буду таким, каким ты хочешь". Незнание себя, неумение выработать свою точку зрения, непонимание происходящего приводят к череде неудач и разочарований. Отсутствие распознавания плохого и хорошего ставят его в положение жертвы и такие дети могут стать добычей антисоциальных сообществ или людей. Ориентиров в жизни нет, помощи тоже.
Начинающая в 16 лет молодость характеризуется сдачей экзаменов, выбора профессии, поступлением в учебные заведения или выбором работы. А также стойким интересом к противоположному полу. Вопрос, который решает личность в этой стадии: Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
Молодой человек с базовым доверием к миру строит с ним и с собой полноценные отношения. Такие люди не выходят замуж и не женятся, потому что "пора". Не ищут любви, потому что не ощущают потребности соответствовать принятым меркам общества. Жизнь у них и так наполнена самореализацией в различных областях.
Любовь приходит к ним сама, а вместе с ней желание создать семью и рожать детей. К 26 годам у таких людей сформировывается интимность - чистосердечные, самые близкие, сокровенные, задушевные, глубоко личные отношения людей; полное доверие без каких-либо взаимных претензий.
У людей с противоположными новообразованиями в психике формируется изоляция. Непонимание и невозможность выразить себя приводит к непониманию других людей. Желание соответствовать принятым в обществе меркам заставляет их выходить замуж или жениться на людях, которые абсолютно им не подходят. Это от них можно услышать "хочу замуж", "пора жениться" не применительно к какому-то конкретному человеку, а вообще. Но разве можно хотеть замуж или жениться ВООБЩЕ?!
Как правило, попытка создать семью приводит к плачевному результату - люди, даже, если и остаются вместе, боясь расстаться ("как бы хуже не было"), обрекают себя на безрадостное существование и укрепляются в представлении о себе как никчемных, несчастливых и неудачливых людей. Свою проекцию они часто переносят на партнера, превращая жизнь так называемой семьи в "полноценный" ад. Дети, рождающиеся в таких семьях, обречены повторять замкнутый круг.
Зрелость, начинающаяся с 26 лет, сопровождается в первом случае успешным карьерным, творческим ростом, овладением профессиональным мастерством, развитием собственной личности, наполнением жизненного пространства энергией созидания и сотрудничества. Решаемый на этой стадии вопрос: Что я могу предложить будущим поколениям?
Воспитание детей обогащает и развивает таких родителей не менее, чем получение новых профессиональных или философских знаний. Таланты развиваются в полной мере и сопровождаются яркими переживаниями наполненности и красоты бытия.
Полноценно сформированная целеустремленность приводит к высокой продуктивности личности.
Неудачи и поражения воспринимаются такими людьми, как необходимые точки становления, в которых вырабатывается стойкость характера, собственные моральные принципы и открываются новые горизонты.Творчество - конечная точка человеческой зрелости, которая заканчивается по Эриксону в 64 года. Это полнокровная и насыщенная жизнь, счастливая по определению, независимо от времени, в котором доводится жить, от материального благосостояния и принятых в обществе стереотипов. Надо сказать, что материальное благополучие у таких людей не является проблемой, поскольку творческая самореализация сама по себе является её гарантией.
Изоляция, приобретенная людьми с другим устройством психики, не позволяет им искать самовыражения и полноценной реализации творческих сил. Они о них не имеют представления. Однообразие функций и настрой на пассивность несет их по жизни, отнимая силы и не давая возможности даже посмотреть на собственную жизнь под другим углом. Обеднение личной жизни приводит к постепенной регрессии личности. Уверенность в собственной судьбе неудачника, зависимость от чужих мнений и жизненных поворотов приводят к застою.
Старость, начинающаяся по Эриксону с 64 лет, у людей, творивших свою жизнь, приводит к интеграции. Вопрос личности на этой стадии развития: Доволен ли я прожитой жизнью? Целостность личности такого человека позволяет ему оставаться нужным обществу и семье, независимо от обстоятельств. Его жизненный опыт является ценностью, которую он не навязывает, но которым щедро делится, если кто-то испытывает в нем нужду. Он открыт новому и понимает особенности времени и необходимости изменений, воспринимая молодежь как продолжение жизни, а не как предмет осуждения и обсуждения. О таких людях говорят "Он молод душой".
И, как правило, среди них множество работающих, независимо от возраста. У них мало болячек, они сохраняют энергию и служат опорой детям и внукам. Им свойственно чувство благодарности к жизни и душевная щедрость.
Противоположный тип, прожив этот этап, приходит к разочарованию в жизни и отчаянию. Внутреннее одиночество, сопровождавшее этих людей, делают трудным общение с ними и взаимодействие. Их болезни, осуждение или молчаливая покорность судьбе приводит к неосознанному или, наоборот, сознательному нежеланию других находиться рядом с ними. Жизнь прошла, выросли другие поколения, еще более непонятные и чужие. Мир стал более тревожен и безрадостен. Постоянная оборона или закрытие от мира часто приводит к психической патологии, старческой деменции.
Разумеется, это крайние точки новообразований в психике, сопровождающие рост человека с момента его рождения. Между крайностями всегда есть множество полутонов. Но связь качества жизни человека с его желанностью родителями или нежеланностью, радостью появления его на свет или "наказанием", очевидна.
К сожалению, мало кто из нас задумывается о том, что в жизни для всего существуют правила и основываются они на простых законах жизни. Рожать ребенка ДЛЯ СЕБЯ, чтобы ПРИВЯЗАТЬ его отца, еще для каких-то целей, в которых этот процесс является определенной платой в каких-то ситуациях - преступление. Таким родителям и их детям в жизни будет очень непросто отыскать своё место не потому, что жизнь мстительна, а потому, что новой жизни Природа отдает всё лучшее, и человеку она предоставила такое же право и ОБЯЗАННОСТЬ - отдавать лучшее, особенно в период вынашивания ребенка, рождения и кормления.
Это самые главные, самые фундаментальные периоды в жизни человека и оттого, что он возьмет от матери и от отца, зависит вся его будущая жизнь. А он обязательно возьмет, потому что полностью зависим и беспомощен. Если же мы знаем, что он возьмет обязательно, пусть то, что мы дадим ему, будет самым качественным, самым лучшим, даже если для этого нам нужно пожертвовать чем-то, на наш взгляд важным. Ничего важнее этого маленького человечка просто нет, все остальное - выдумка и страхи. Есть немало мамочек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, которые даже мысли не допускают об аборте. Их девиз простой: "Если Бог дал ребенка, то он даст и возможность его вырастить". Они, действительно, в этом уверены и возможность вырастить обычно не опаздывает.
Этот период полной беспомощности и зависимости в его большой жизни - один-единственный. Нужно очень хорошо подумать, прежде чем искусственно его продлять, делая за него то, что ему уже по силам и оберегая от того, с чем он уже готов встретиться. Соседи, родные могут Вас осуждать и обсуждать, но Ваш ребенок когда-нибудь наполнит Ваш дом благодарностью и Вы поймёте, что выполнили самую главную задачу в жизни - вырастили человека, способного принимать решения, держать слово, умеющего работать, дружить, любить и растить собственных детей.
Когда маленькие дети играют в песочнице, по их поведению уже можно приблизительно определить, какие качества успели заложить родители в их формирующуюся личность. Один ребенок радостно и свободно подходит к новичку и предлагает ему играть вместе, другой играет в уголочке,
настороженно смотря по сторонам и опасливо отодвигается от приближающихся других детей, а то и с ревом убегает к маме.
Третий забирает свои игрушки от просящих рук и отбирает, если их кто-то взял. Четвертый высыпает из пакета все свои игрушки и радостно дает поиграть другому малышу, а если кто-то разревелся поблизости, ему ничего не стоит подарить ему какую угодно свою игрушку, только чтобы тот не плакал, а улыбался. Почему так происходит?
Милтон Эриксон разработал таблицу стадий жизненного пути человека. На каждой стадии развития перед ребенком, а затем и взрослым, встают те или иные вопросы освоения мира и приложения собственных сил. И в результате решения этих вопросов сформировываются так называемые новообразования в психике, каждая из которых служит основой для приобретения следующего новообразования и формирования психических качеств, которые на протяжении жизни будут либо служить человеку, либо подавлять его жизненные силы, разрушая его исходные возможности.
Первая стадия родившегося ребенка - младенчество (орально-сенсорная). Название связано с формированием чувствительности и с сосанием материнской груди. Вопрос человеческого существа связан с главным отношением к миру в который он пришёл: Могу ли я доверять миру?
Если ребенка ждали, если радостно готовились к его рождению, если в атмосфере дома было спокойствие и взаимоуважение, то роды, как правило, проходят спокойно и ребенок рождается здоровым и крепким.
Если мама с любовью кормит его своим молоком, то её любовь перетекает к нему, превращая грудное молоко в целебнейший продукт, обогащенный эндорфинами, который не даст ему ничем заболеть, поскольку лишён "бацилл страха". Если она радостно несет свое материнство, то ребенок оказывается как бы в защитном коконе, через который в его ауру не проникают угрозы и опасности окружающего мира.
Если удовлетворяются все его потребности, он не прячется за маму, когда в дом приходит кто-то чужой, а с любопытством ковыляет к нему "знакомиться". Если мама дает ему возможность познавать вещи на ощупь, лазить по кастрюлям и по шкафам, понимая простую вещь, что ему это просто необходимо, если он слышит слово "нельзя" только там, где его "проделки" угрожают его жизни, то такой ребенок защищен от опасности тем, что в нем нет запретов, а значит, канал связи с инстинктом самосохранения чист и свободен. Так дети диких племён могут сидеть на краю пропасти, но никогда не упадут. Природа бережет своих детей:)
Если ребенок до 1,5 лет рос в подобной атмосфере, то у него сформируется базовое доверие к миру. Это то отношение полноправного участника жизни, которое никогда не даст упасть духом или сломаться под тяжестью невзгод. Даже если такое случается, то, как правило, ненадолго и человек очень быстро переключается на поиски решения проблем. Он открыт для всего нового, активен и жизнелюбив.Он защищен от обид, любознателен и дружелюбен. Даже, если впоследствии ребенок попадет в тяжелые условия, он все равно выстоит, потому что вместе с любовью матери и чувством безопасности в младенчестве, он получил душевную силу. А душевные силы - это силы сопротивления невзгодам, силы созидания и веры в лучшее.
Если же будущий ребенок попадает в атмосферу метаний - оставить его или сделать аборт - переживаний и страха, он недополучает ни питательных веществ из плаценты вовремя, ни иммунитета, ни жизненной энергии. Если мама находится во власти страхов, сомнений в своей компетенции как матери, не восстановилась после родов или в силу просто слабости характера и нервной системы, ребенок вместе с её молоком получает весь спектр негативных эмоций и становится подверженным всяческим болячкам. У таких мам часто пропадает молоко и ребенок переводится на искусственное вскармливание, что снижает формирование его связи с окружающим миром, он становится нечувствительным к инстинкту самосохранения и научившись ходить, часто наносит себе ушибы и травмы.
Первое резкое и испуганное "нельзя", следующий за ним ком в горле и непонимание формируют предрасположенность к ангинам и другим заболеваниям верхних дыхательных путей. Приглядитесь - если на ребенка мама резко крикнет, у него на фоне испуганного лица возникает спазм дыхания, а потом следует плач - горло, миндалины постоянно напряжены и воспаление неизбежно. И дыхание у таких детей редко бывает ровным и спокойным.
Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность родителей приводит к беспокойству ребенка. Аура тревоги и беспокойства мамы формирует пространство жизни ребенка и становится нормальным эмоциональным фоном его жизни. В мире, где всё так тревожно и непонятно, спокойным быть нельзя, и к полутора годам формируется егобазовое недоверие к миру.
Эти базовые психические образования по отношению к окружающему миру теперь будут жить в ребенке, направляя поступающую новую информацию через соответствующие фильтры - доверия к миру или недоверия.
Сложность этих структур состоит в том, что они находятся в эмоциональной памяти, самой сильной и практически неистребимой памяти личности. А сами события и причины создания этой базовой установки вытеснены в подсознание. Так что найти причины, которые сформировали базовое недоверие к миру, очень трудно. И виноватых в этом нет.
Мы забыли все основные правила, связывающие нас с нашим же здоровьем и здоровьем наших детей. Даже, если поначалу коммерциализация всех сфер нашей жизни и постаралась нас отучить от основ здоровья, то отбросить здравый смысл было всё же нашим выбором. Но, выбирая что-то, надо помнить, что последствия нашего выбора - это его цена. И, желательно хоть немного спрогнозировать, окажется эта цена нам по плечу или нет.
После полутора лет наступаетранний возраст. (Мышечно-анальная стадия - в жизнь приходит горшок:) И ребенок начинает решать вопрос - Могу ли я управлять собственным поведением?
Стадия характерна тем, что ребенок приучается к личной гигиене и правильному отношению к ней. А также становится "почемучкой". Если его неумелые действия и оплошности принимаются, как естественные вещи и мелкие шашки в освоении пространства собственного горшка:) одобряются спокойно и доброжелательно, без истерических восклицаний - Ах, какой молодец! - ребенок очень быстро и радостно овладевает новыми навыками.
Начиная ходить, открывая возможности собственного тела и способы управления им, ребенок увлеченно учится есть, одеваться, осваивать правила гигиены. Когда ему удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе.
Если вопросы, которые начинают сыпаться из него, как из рога изобилия, воспринимаются не как досадная помеха, а как свидетельство роста познавательных процессов и, соответственно, радостно, у ребенка возникает пока еще неосознанное уважение к себе, которое затем окрепнет и распространится на окружающих его людей.
Разумная дозволенность, поддержка со стороны взрослых укрепляют уверенность в себе.
Если с ребенком не сюсюкают, а разговаривают нормальным голосом и языком, не коверкая его от собственных невротических представлений; если не бегут впереди него с ответами на все его вопросы, а, прислушавшись к вопросу, спрашивают - А ты как думаешь? - у него есть стопроцентная возможность к трем годам выработать автономию.
Ребенок не боится остаться один в комнате, не цепляется за мамину юбку и вообще начало формирования его личности проходит спокойно - именно возраст, когда ребенок от представления себя в третьем лице:-
"Это Машино! Дай Маше!" - переходит к "Я" -
"Дай мне! Это моё!"- принято считать началом формирования личности.
Если же воспитание покатилось по наклонной - страх, стремление подставить руки, хуже того - насмешки, дразнилки, восклицания - Так нельзя! Дай, я сделаю! Ты делаешь неправильно! - это и подобное приводит ребенка к сомнениям. Сомнения в себе, в том, что он что-то делает правильно, формируют у него абсолютную зависимость от мнения взрослого, а поскольку у невротичных родителей это мнение всегда меняется, платформа для образования комплекса неполноценности формируется быстро и устойчиво. Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия лишают его почвы под ногами. Если ребенок терпит неудачи, а его за это наказывают или называют плохим, неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать сомнение в собственных силах. Обсуждаемые "промахи" ребенка формируют в нем чувство стыда.
С 3 лет начинается возраст игры. (Фаллическая стадия - характеризуется, кроме прочего, интересом к противоположному полу и знакомством с собственным). Основной решаемый ребенком вопрос здесь -
Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
Если его активность поощряется и предоставляются возможности для её реализации, если его жизнь наполняется новыми интересами, знакомствами и занятиями, то все это приводит к появлению в нёминициативности.
Другие родители воспринимают естественный интерес ребенка к собственным возможностям, как угрозу. Неодобрение его активности, непредоставление возможностей для выражения этой активности, запреты и наказания (неважно, телесные или словесные) формируют в нём чувство вины, которое закрепляется к 6 годам.
К началу школьного возраста (латентная стадия - 6-12 лет), у ребенка уже сформированы основные фильтры и способы взаимодействия с окружающим миром. Вопрос этой стадии жизни: Могу ли я сам выжить и приспособиться к миру? Чему мне нужно научиться, чтобы я это мог осуществить?
Систематическое обучение ребенка, наличие хороших примеров для подражания, поддержка взрослыми его намерений поведет его по путидостижений.
Отсутствие же руководства, посредственное или плохое обучение, равнодушие или отсутствие поддержки будет сопровождатьсяощущением своей неполноценности, всё более закрепляющейся в формирующейся личности.
С 12 лет начинается подростковый возраст (генитальная стадия). И его главный вопрос: Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
К тому же начинается формирование вторичных половых признаков. Мощнейший выброс гормонов приводит к появлению новых чувств, с которыми справиться не так-то просто. В жизнь детей врывается предчувствие любви, которое вдруг с неведомым ранее чувством заставляет смотреть на мальчика или девочку, которые вчера были просто одноклассниками или соседями.
У ребенка со стабильным развитием устанавливается внутреняя устойчивость. Наличие четко определенных половых моделей для подражания приводит к тому, что к концу этого периода у него формируется собственная идентичность. По набору психических качеств он соответствует своему полу и его мир не испытывает потрясений от, скажем, "несчастной любви". Безусловно, он переживает, но психика, сформированная слой за слоем, правильно и устойчиво, помогает ему преодолеть несбывшиеся мечты с приобретениями, в конечном итоге. Энергия переходит в поле поиска себя в социуме, выбора профессиональных интересов и знаний.
У ребенка с противоположными качествами неясность цели и неопределенные ожидания приводят к формированию диффузной идентичности или смешению ролей к 16 годам. Полная зависимость от чужих мнений, представлений, сформированные вышеперечисленные чувства приводят к смутному, неясному представлению о себе. Потеря своего пути обеспечивает ему дальнейшее существование с точки зрения - "Я буду таким, каким ты хочешь". Незнание себя, неумение выработать свою точку зрения, непонимание происходящего приводят к череде неудач и разочарований. Отсутствие распознавания плохого и хорошего ставят его в положение жертвы и такие дети могут стать добычей антисоциальных сообществ или людей. Ориентиров в жизни нет, помощи тоже.
Начинающая в 16 лет молодость характеризуется сдачей экзаменов, выбора профессии, поступлением в учебные заведения или выбором работы. А также стойким интересом к противоположному полу. Вопрос, который решает личность в этой стадии: Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
Молодой человек с базовым доверием к миру строит с ним и с собой полноценные отношения. Такие люди не выходят замуж и не женятся, потому что "пора". Не ищут любви, потому что не ощущают потребности соответствовать принятым меркам общества. Жизнь у них и так наполнена самореализацией в различных областях.
Любовь приходит к ним сама, а вместе с ней желание создать семью и рожать детей. К 26 годам у таких людей сформировывается интимность - чистосердечные, самые близкие, сокровенные, задушевные, глубоко личные отношения людей; полное доверие без каких-либо взаимных претензий.
У людей с противоположными новообразованиями в психике формируется изоляция. Непонимание и невозможность выразить себя приводит к непониманию других людей. Желание соответствовать принятым в обществе меркам заставляет их выходить замуж или жениться на людях, которые абсолютно им не подходят. Это от них можно услышать "хочу замуж", "пора жениться" не применительно к какому-то конкретному человеку, а вообще. Но разве можно хотеть замуж или жениться ВООБЩЕ?!
Как правило, попытка создать семью приводит к плачевному результату - люди, даже, если и остаются вместе, боясь расстаться ("как бы хуже не было"), обрекают себя на безрадостное существование и укрепляются в представлении о себе как никчемных, несчастливых и неудачливых людей. Свою проекцию они часто переносят на партнера, превращая жизнь так называемой семьи в "полноценный" ад. Дети, рождающиеся в таких семьях, обречены повторять замкнутый круг.
Зрелость, начинающаяся с 26 лет, сопровождается в первом случае успешным карьерным, творческим ростом, овладением профессиональным мастерством, развитием собственной личности, наполнением жизненного пространства энергией созидания и сотрудничества. Решаемый на этой стадии вопрос: Что я могу предложить будущим поколениям?
Воспитание детей обогащает и развивает таких родителей не менее, чем получение новых профессиональных или философских знаний. Таланты развиваются в полной мере и сопровождаются яркими переживаниями наполненности и красоты бытия.
Полноценно сформированная целеустремленность приводит к высокой продуктивности личности.
Неудачи и поражения воспринимаются такими людьми, как необходимые точки становления, в которых вырабатывается стойкость характера, собственные моральные принципы и открываются новые горизонты.Творчество - конечная точка человеческой зрелости, которая заканчивается по Эриксону в 64 года. Это полнокровная и насыщенная жизнь, счастливая по определению, независимо от времени, в котором доводится жить, от материального благосостояния и принятых в обществе стереотипов. Надо сказать, что материальное благополучие у таких людей не является проблемой, поскольку творческая самореализация сама по себе является её гарантией.
Изоляция, приобретенная людьми с другим устройством психики, не позволяет им искать самовыражения и полноценной реализации творческих сил. Они о них не имеют представления. Однообразие функций и настрой на пассивность несет их по жизни, отнимая силы и не давая возможности даже посмотреть на собственную жизнь под другим углом. Обеднение личной жизни приводит к постепенной регрессии личности. Уверенность в собственной судьбе неудачника, зависимость от чужих мнений и жизненных поворотов приводят к застою.
Старость, начинающаяся по Эриксону с 64 лет, у людей, творивших свою жизнь, приводит к интеграции. Вопрос личности на этой стадии развития: Доволен ли я прожитой жизнью? Целостность личности такого человека позволяет ему оставаться нужным обществу и семье, независимо от обстоятельств. Его жизненный опыт является ценностью, которую он не навязывает, но которым щедро делится, если кто-то испытывает в нем нужду. Он открыт новому и понимает особенности времени и необходимости изменений, воспринимая молодежь как продолжение жизни, а не как предмет осуждения и обсуждения. О таких людях говорят "Он молод душой".
И, как правило, среди них множество работающих, независимо от возраста. У них мало болячек, они сохраняют энергию и служат опорой детям и внукам. Им свойственно чувство благодарности к жизни и душевная щедрость.
Противоположный тип, прожив этот этап, приходит к разочарованию в жизни и отчаянию. Внутреннее одиночество, сопровождавшее этих людей, делают трудным общение с ними и взаимодействие. Их болезни, осуждение или молчаливая покорность судьбе приводит к неосознанному или, наоборот, сознательному нежеланию других находиться рядом с ними. Жизнь прошла, выросли другие поколения, еще более непонятные и чужие. Мир стал более тревожен и безрадостен. Постоянная оборона или закрытие от мира часто приводит к психической патологии, старческой деменции.
Разумеется, это крайние точки новообразований в психике, сопровождающие рост человека с момента его рождения. Между крайностями всегда есть множество полутонов. Но связь качества жизни человека с его желанностью родителями или нежеланностью, радостью появления его на свет или "наказанием", очевидна.
К сожалению, мало кто из нас задумывается о том, что в жизни для всего существуют правила и основываются они на простых законах жизни. Рожать ребенка ДЛЯ СЕБЯ, чтобы ПРИВЯЗАТЬ его отца, еще для каких-то целей, в которых этот процесс является определенной платой в каких-то ситуациях - преступление. Таким родителям и их детям в жизни будет очень непросто отыскать своё место не потому, что жизнь мстительна, а потому, что новой жизни Природа отдает всё лучшее, и человеку она предоставила такое же право и ОБЯЗАННОСТЬ - отдавать лучшее, особенно в период вынашивания ребенка, рождения и кормления.
Это самые главные, самые фундаментальные периоды в жизни человека и оттого, что он возьмет от матери и от отца, зависит вся его будущая жизнь. А он обязательно возьмет, потому что полностью зависим и беспомощен. Если же мы знаем, что он возьмет обязательно, пусть то, что мы дадим ему, будет самым качественным, самым лучшим, даже если для этого нам нужно пожертвовать чем-то, на наш взгляд важным. Ничего важнее этого маленького человечка просто нет, все остальное - выдумка и страхи. Есть немало мамочек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, которые даже мысли не допускают об аборте. Их девиз простой: "Если Бог дал ребенка, то он даст и возможность его вырастить". Они, действительно, в этом уверены и возможность вырастить обычно не опаздывает.
Этот период полной беспомощности и зависимости в его большой жизни - один-единственный. Нужно очень хорошо подумать, прежде чем искусственно его продлять, делая за него то, что ему уже по силам и оберегая от того, с чем он уже готов встретиться. Соседи, родные могут Вас осуждать и обсуждать, но Ваш ребенок когда-нибудь наполнит Ваш дом благодарностью и Вы поймёте, что выполнили самую главную задачу в жизни - вырастили человека, способного принимать решения, держать слово, умеющего работать, дружить, любить и растить собственных детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий